STEAM Steam — интернет-служба корпорации Valve, известного
разработчика компьютерных игр, пришедшая на смену более ранней системе
WON. Steam выполняет функции службы активации, загрузки через Интернет,
автоматических обновлений и новостей для игр как самой Valve, так и
сторонних разработчиков по соглашению с Valve.
Возможности
Поскольку
Steam позволяет загружать игры непосредственно с серверов Valve, он
устраняет необходимость в издателе — промежуточном звене между
разработчиком и потребителем, что позволяет Valve не только более
оперативно реагировать на потребности игрового сообщества (например,
путём выпуска бесплатных дополнений наподобие Half-Life 2: Deathmatch и
Half-Life 2: Lost Coast), но и осуществлять полный контроль над
распространением самих игр: даже коробочные версии Steam-игр требуют
обязательной активации через Интернет. Steam, таким образом, выступает в
роли технического средства защиты авторских прав (DRM).
Активация
DRM-функциональность
службы Steam предназначалась для борьбы с пиратством и действительно
помогла в этой борьбе, хотя и не до такой степени, как рассчитывалось.
Преимущества (доступ к обновлениям и официальным игровым серверам),
предоставляемые Steam, оказались достаточно весомыми аргументами в
пользу лицензионных версий; более того, Steam показал себя с настолько
лучшей стороны по сравнению с традиционно применяемыми средствами борьбы
с пиратством (защитой от копирования), что средства защиты от
копирования SecuROM, требовавшие присутствия диска с игрой в дисководе
для игры в коробочную версию Half-Life 2, были в конце концов удалены из
Steam.
Тем не менее именно активация вызвала наибольшее число
нареканий у пользователей Steam. Будучи узким местом в системе
распространения игр Valve, сервера активации Steam оказались перегружены
в день выхода Half-Life 2, несмотря на все усилия и заверения Valve (в
частности, объявленную Valve задолго до выхода игры предварительную
загрузку не коробочной версии) и многие покупатели были вынуждены ждать
многие часы, дожидаясь устойчивой связи с серверами и расшифровки файлов
игры.
Обновления и автономный режим
При запуске
клиент Steam проверяет наличие обновлений для самого себя и всех
установленных на компьютере игр. Если Steam начал загрузку обновлений,
игра становится недоступной до окончания их загрузки. Для сетевых игр
обновления являются обязательными; что касается одиночных игр, то Steam
предоставляет автономный режим, в котором можно играть в Steam-игры без
подключения к Интернету и загрузки обязательных обновлений. Однако,
чтобы Steam мог войти в автономный режим, требуется отключить компьютер
от Интернета (в некоторых случаях — и от локальной сети, если доступ в
Интернет производится через неё), что может доставить неудобства. Более
того, в автономный режим нельзя войти, если имеются игры, обновление
которых не дошло до конца.
Следует заметить, что, хотя на дисках
со Steam-играми есть напоминание о необходимости наличия подключения к
Интернету для установки игры, в нём ничего не говорится о том, что после
установки требуется загрузить накопившиеся со времени выпуска дисков
обновления, что послужило причиной для критики Steam со стороны тех
игроков, чьё соединение с Интернетом либо слишком медленное, либо
слишком дорогое (при оплате трафика).
Сетевые игры
В
обязанности части Steam, ответственной за игры через Интернет, входит
получение списка серверов, проверка версий клиента и сервера для
обеспечения их совместимости, предоставление серверу сведений об учётной
записи Steam и запрещение читерам, забаненным службой VAC (Valve
Anti-Cheat), доступа ко всем серверам, защищённым VAC.